АДМИНИСТРАЦИЯ ДОЛЖАНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ



Бюджетное общеобразовательное учреждение «Быстринская основная общеобразовательная школа»
 
Фотографии
Отчет групп.Учитель:Шолохова Л.М.
Живая классика
Лыжный кросс
Школа здоровья. Учитель: Солодилова С.В

История деревни Нижняя-Замарайка

     История основания деревни Нижняя-Замарайка.

    Шло время. Поколение одних людей сменяло поколение других. Так уж пришлось, что родился я в деревне с редким и чудным названием Нижняя- Замарайка Должанского района Орловской области. Многие удивлялись такому названию, о чем говорили улыбки на их лицах и некоторое недоразумение. Откуда же произошло название Верхняя - Замарайка и Нижняя - Замарайка. При этом не стоит путать название Замарайки Орловской, с названием села Замарайка Липецкой области Воловского района. Не удивительно, но есть еще подобное название места и в Курской области. И все это практически на стыке трех областей: Липецкой, Орловской и Курской. Но сегодня речь пойдет о Верхней и Нижней - Замарайки Орловской области.

    История названия и происхождения деревни Замарайка уходит в далекое прошлое. Старожилы говорили о том, что в давние времена эти места были покрыты густыми дубовыми лесами, и пройти через эти леса, не замарав ноги, было невозможно. В подтверждение этому является название соседней деревни, граничащей с обеими Замарайками - Дубровка. Так это или не так, но сей факт имеет право на существование. Дело в том, что сама деревня располагается на краю глубокой балки- оврага по обе стороны, разделяя условно его на север и юг. На дне оврага петляет мелкий ручей с таким же названием Замарайка, который впадает в реку Тим.

    Обратимся к топонимике названий.... В Топонимическом Словаре Орловской области, насчитывающем более 17000 слов, нет названий, имеющих в корне слогосочетание РОМО-, за исключением РОМАШКИН верх, РОМАНОВ верх. Безусловно, РОМАШКА, похожая на СОЛНЦЕ, должна была получить солнечное имя: Ромашка= Морошка? Или: ЗаМарашка? Поэтому, когда в Покровском районе мы обнаруживаем верх Замарай, а в Должанском – верх Замаранный, балки Замарайка, Замарайкин Верх, причём недалеко от дер. Нижняя Замарайка, Урыновского сельского поселения, а также посёлок Замарайские Дворы, то, как это ни странно, должны сказать: все эти "Замарайки" происходят от слов «За Муравским шляхом», т.е. Замарайкин – значит Замуравский! Но т.к. почвы здесь чёрноземные, то победило название «Замарайка». На самом деле топоним Замарайский обозначает солнечное, золотое место! Урыновское сельское поселение – этоУ+Рымовское =Ромовское= Моровское! Человек, загорая на солнце, будто бы “марает” себя! Марево – жаркая погода. Марьино – солнечное село. СМУРЫЙ МУРАВЛЬ.

    Можно догадываться, но поселение людей в этих местах относится к началу XVIII века. В описании документа «Волости Ливенского уезда и важнейшие селения 1880г»-находим: «Вышняя Замарайка (Плота), деревня бывшая государственная, при речке Замарайке, дворов 72, жителей 504.» и здесь же «Нижняя Замарайка, село бывшее государственное, при ручье Замарайке, дворов 100, жителей 700; церковь приходская, лавка». Обратимся к фактам. По сей день уже немногочисленные жители Замарайки, находят старинные монеты в разных местах поселения, которые датируются первой половиной XVIII века. Значит, денежки имели хождение там, где было поселение людей, и велась торговля. Не забывайте то, что в документе указывается «лавка», т.е. торговая точка. Через эти места лежали торговые пути на юг, где начиналась условная граница «Дикого поля», таившая большие опасности. С тех пор прошло много лет, но история той давности почти не сохранилась. Вернемся к истории, которую можно еще вспомнить. В результате «дворцовых переворотов» происходивших после смерти Петра I и дворцовой «чехарды», многие из знатных дворян «замаранных перед государями» оказались в опале и их ссылали в Замарайку, т.е. далекое, тихое место. Большая часть «опальных» на новом месте стали дворянами-однодворцами. До реформы 1861 года однодворцы жили своим укладом, который отличался от своих соседей-крепостных и государственных крестьян. Хотя жители Замарайки трудились сами, но при этом были свободными людьми. Служили в народной милиции, называемой ландмилицией, избирали себе командира (старосту) из самых авторитетных лиц своего поселения. В связи с прибытием новых поселенцев и новых опальных дворян, которые были в той или иной степени «замараны» перед государями, население расширялось и приобрело название, как Верхняя и Нижняя Замарайка. Под этим названием они и существуют в настоящее время в Должанском районе, Орловской области. Здесь проживают потомки опальных дворян-поселенцев: Ашихминых, Власовых, Головиных, Евсеевых, Писаревых и др. Не следует забывать, что совсем близко находилось «Дикое поле», где еще разбойничали воинственные ногайские татары, поэтому усадьбы первых поселенцев представляли собой небольшие крепости замкнутого «круглого двора».

    В работе заслуженного Орловского краеведа Владимира Алексеевича Власова «Орловский прототип Чацкого» также дано определение происхождения Замарайки Ливенского уезда.

    По сторонам дороженьки

    Идут холмы пологие

    С полями, с сенокосами,

    А чаще с неудобною,

    Заброшенной землей;

    Стоят деревни старые

    Стоят деревни новые

    У речек, у прудов.

    Н. Некрасов.

    Определить происхождение необычного названия деревни Замарайка не так трудно. Скорее всего, в этом «повинна» текущая рядом речка Замарайка(теперь сильно обмелевшая), левый приток Тима. Возможно, название деревни (и речки) происходит от глагола «замарать», т. е. запачкать, марать, грязнить. Можно предположить, что чернозем в этих местах был таким, что проехать в коляске или пройти в деревню в дождливую погоду было невозможно, не замарав верхней одежды. Почти совсем как в романе Федора Решетникова «Глумовы»: «Она упала в грязь и так замарала подол, что мать отодрала ее».

    Во второй половине XVIII века Замарайка была сельцом ( от села она отличалась отсутствием Церкви, а от деревни- наличием усадебного дома). Созданная в 1765 году для проведения генерального межевания земель Межевая канцелярия продало сельцо вместе с окрестной землей капитан-поручице Прасковье Дмитриевне Насоновой. Вскоре владельцем Замарайки стал майор Василий Алексеевич Ладыженский.

    Что собой представляло его имение, видно из краткой экономической справки, сохранившейся в Российском государственном архиве древних актов(Москва): «Речки Замарайки на левой стороне дом господский, деревянный, при коем конный завод, состоявший из 25 лошадей смешанной породы...Земля черная. Хлеб и покосы средственны (по В.И.Далю, средние, посредственные). Крестьяне на пашне, зажиточны». Любопытно, что во время пятой переписи податного населения страны, проходившая в 1795году, была зафиксирована в Ливенской округе Орловской губернии «вотчина дворянки девицы Марьи Ивановой дочери Бедовой во вновь заведенной деревне Замарайке». Помещичьего дома в ней еще не существовало, в отличие от сельца Замарайки, принадлежащего В.А. Ладыженскому.

    Вот здесь и происходит непонятное недоразумение между сельцом, деревней и селом. В документах Замарайка пока селом еще не значится. Однако если обратиться к документам: «Церкви Орловской епархии» об.ф. 101, 5501 д., 1767-1924гг. по Ливенскому уезду в составе следующих православных церквей: Ливенский уезд

    с. Баранов Колодезь - Покровская церковь с. Бараново - Покровская церковь с. Большая Чернава - Казанская церковь с. Борисоглебское (Пеньшино) - Казанская церковь с. Васильевское (Синковец) - Трехсвятительская церковь с. Васильевское (Скарятино) - Николаевская церковь с. Введенское - Введенская церковь с. Волчье - Иоанно-Богословская церковь с. Воротынск - Иверская церковь с. Вышнее Долгое - Вознесенская церковь с. ВышнееОльшаное - Введенская церковь с. Вышняя Любовша (Георгиевское) - Троицкая церковь с. Вязовая Дубрава - Покровская церковь с. Вязовик - Воскресенская церковь с. Галичье - Успенская церковь с. Гатище - Казанская церковь с. Георгиевское на Сосне - Георгиевская церковь с. Грязцы - Александро-Невская церковь с. Екатериновка - Сергиевская церковь с. Жерино - Димитриевская церковь с. Жерновец - Троицкая церковь с. Замарайка - Крестовоздвиженская церковь с. Здоровец - Знаменская церковь с. Знаменское (Урусово) - Знаменская церковь с. Казанское (Моховой Верх, Ямское) - Казанская церковь с. Карытенка (Рождественское) - Христорождественская церковь с. Колодезь-Кунач - Покровская церковь с. Коротыш - Георгиевская церковь с. Космодамианское (Кобылье) - Космодамианская церковь с. Кривец - Покровская церковь с. Кривцова-Плота - Михаило-Архангельская церковь с. Круглое - Космодамианская церковь с. Крутое - Казанская церковь с. Лютое - Казанская церковь с. Малиново - Вознесенская церковь с. Навесное - Богоявленская церковь с. Нижнее Долгое - Казанская церковь с. НижнееОльшаное - Казанская церковь с. НижнийКунач - Космодамианская церковь с. НижняяЛюбовша - Покровская церковь с. Никитское (Медвежье) - Никитская церковь с. Никольское (Никольский Верх) - Димитриевская церковь с. Никольское (Плоское, Плосское) - Знаменская церковь с. Норовка - Тихоновская церковь с. Ольшанец (Бородинка, Троицкое) - Троицкая церковь с. Орево - Георгиевская церковь с. Остров - Преображенская церковь с. Парахино - Пятницкая церковь с. Покровское (Щербачево) - Покровская церковь с. Пречистенское (Быково) - Рождество-Богородицкая церковь с. Пречистенское (Рахманино, Рохманово) - Успенская церковь с. Ревякино - Введенская церковь с. Речица-Покровская - Покровская церковь с. Речица-Тихвинская - Тихвинская церковь с. Ровнец - Рождественская церковь с. Рогатик - Димитриевская церковь с. Рождественское на Тиму - Христорождественская церковь с. Россошное - Георгиевская церковь с. Свиная Дубрава - Михаило-Архангельская церковь с. Святитское (Святицкое) - Казанская церковь с. Семеновское - Богородицкая церковь с. Сергиевское (Голицино) - Сергиевская церковь с. Становое - Михаило-Архангельская церковь с. Студеный Колодезь - Успенская церковь

    Спустя два года, т.е. после проведения межевания земель 1765 года, в отчетах Орловско-Севской епархии, Замарайка числится селом, где есть церковь и ее название-Крестовоздвиженская церковь-1767 год. Долгое время я не мог установить название церкви и только по счастливой случайности, используя современные ресурсы интернета, удалось отыскать ее название. Теперь и более понятно, почему в нашей местности одним из престольных праздников, дошедших до сегодняшнего времени и почитаемый в деревне без церкви по приходу является- «Сдвижение» в простонародье, а правильнее «Воздвижение Креста Господнего». Объясняется и другое, прилегавшую к церкви поселение жителей, впоследствии именовали Преображенкой. Да и теперь одна из улиц сегодняшней Замарайки нашла юридический статус-улица Преображенская. Скорее всего это была церковь с одним куполом, воздвигнутая в соответствии с канонами православия - Иисусу Христу( образ-Преображение). А именитая часть дворян переселенцев, селившаяся отдельно от остальных, нашло название как –дворянка (особое поселение). Это название сохранилось и сегодня. Напротив церкви располагалось сельское кладбище. Сегодня оно находится на этом же месте. И сейчас можно невольно наткнуться на очень старые могильные плиты с выбитыми надписями на камне на старославянском языке: «Здесь покоится раб божий..». Большая часть плит была варварски использована в Советские времена при строительстве колхозных объектов в 60 –е годы XX века. Рядом с церковью росли могучие дубы, про которые в народе ходила «дурная» слава, место «шабаша» ведьм собираемых из далеких мест. Недалеко от кладбища располагалась усадьба священника Крестовоздвиженской церкви. Богатой на знаменитые персонажи в истории оказалась Замарайка. Продолжая тему краеведа В.А. Власова, на рубеже XVIII-XIX веков в Орловской палате гражданского суда была совершена купчая, согласно которой Замарайка стала собственностью отставного капитана, холостяка Семена Андреевича Якушкина, родного дяди известного декабриста Ивана Дмитриевича Якушкина (1793-1857) и не менее известного фольклориста Павла Ивановича Якушкина (1822-1872). Будущий декабрист и две его сестры Варвара и Елизавета рано лишились отца. Воспитанием их занималась мать Прасковья Филагриевна (урожденная Станкевич), бывшая, по отзыву современников, « добрейшей женщиной». Опекуном же малолетних детей состоял ее деверь С.А. Якушкин. В 1813 году в 60- летнем возрасте бездетный Семен Андреевич скончался. Согласно разделу оставшегося после него движимого и недвижимого имущества, холостой младший брат Иван (отец будущего собирателя фольклора) взял себе доходное Малоархангельское сельцо Сабурово и большую часть Ливенских земель. Племяннику Ивану, активному участнику Отечественной войны 1812 года и заграничных походов, достались все Смоленские имения дяди и Ливенская деревня(село)Замарайка. В фондах областного государственного архива посчастливилось обнаружить документ, связанный с историей Замарайки. Это купчая крепость, составленная в Орле 23 декабря 1814 года. В ней было отражено, что прапорщик лейб-гвардии Семеновского полка И.Д. Якушкин продал за 200 рублей своей сестре В.Д. Воронец, доставшуюся ему по наследству, по смерти дяди ливенскую Замарайку. Под документом- автограф обладателя георгиевского ордена( за Бородино): « К сей записке лейб-гвардии Семеновского полка прапорщик и кавалер Иван Дмитриев сын Якушкин руку приложил, а купчую к себе взял того же числа». По завершении антинаполеоновской кампании, унесшей тысячи жизней, потребовалась новая ревизия населения, уже седьмая по счету. В феврале 1816 года ливенский помещик поручик В.В. Воронец поручил Замарайскому старосте Григорию Афанасьеву представить в уездную ревизскую комиссию полный список дворовых и крестьян. Оказалось на ту пору в наличии 17 дворовых людей и 118 крестьян, среди которых ровно половину составляли женщины. К началу XX века обе Замарайки, Верхняя и Нижняя были весьма заселёнными населенными пунктами, и отличались лишь тем, что в Нижней- Замарайке располагалось церковь и сельское кладбище, а Верхняя- Замарайка входила в данный церковный приход, помимо которого были определены жители соседних населенных пунктов: Быстры, Коссоржи (Касоржи), Петровки, Ханыки, Небольсинки, Паниковца, Урынка. До революции 1917 года Нижняя -Замарайка считалась «людным» т.е. центром. По праздникам народ шел на службу в церковь, а после веселился на ярморочном месте. Ныне покойный Шолохов Василий Никифорович 1902 г. рождения вспоминал, что он ребенком бегал и смотрел, как артель Преображенских мужиков и парней сходилась стенка на стенку с артелью Вышне-Замарайских мужиков в кулачном бою. Даже в этой драке были свои правила-бить только кулаком, «лежачего не бьют». Предметом подобных «взаимоотношений» становились молодые девушки и невесты на «выданье», которых оберегали от чужаков с обеих сторон. Сюда же привозили карусель для ребятишек, здесь же торговали разными товарами. На речке находилась мельница и водяная запруда. Земляная насыпь с одной стороны тянулась на другую. По своим размерам она впечатлительна даже сегодня, при наличии современной техники. Мельничный рукав цел и сегодня. Его протяженность порядка 120 метров. До революции 1917 года земли Замарайской общины граничали с землями, принадлежавшими барину Петру Гостьеву. Его живописное имение располагалась в деревне Быстра, на берегу реки Тим. Архитектурные двухэтажные здания из красного кирпича, липовые аллеи со сходом к реке и беседкой. На реке Тим находилась господская мельница, состоявшая из целого комплекса: крупорушки, маслобойки, сукновалки и мельничного помола. Здесь же производили муку высшего сорта. На сукновалке выполняли заказ для царской армии на производство шерсти и сукна. Сам Гостьев был родом из Петербурга. По откликам жителей, это был добрый, отзывчивый человек, помогавший простым людям в житейских трудностях. В господском доме проживал редко, а всеми делами ведал его управляющий имением. У барина Гостьева находилось несколько подобных имений в Курской и Воронежской губернии. В предверии гражданской войны, как бы предчувствуя неладное, Гостьев продал эти земли, а сам убыл из этих мест. В напоминании о прошлом сохранилось одно из зданий, в котором теперь располагается Быстринская основная общеобразовательная школа. В 1917 году грянула революция. Не уцелела мельница, а позднее и Крестовоздвиженская церковь. Ходили слухи, что спалил ее комсомолец Васька Горячев в разгар лета1929 года. Часть церковного имущества спасли, но в следствии гонений на церковь и «борьбы с богом», духовная жизнь в Замарайке утратилась окончательно. Священников арестовали и осудили. С этого момента начинается новый отсчет Замарайки, как и тысяч других сел и деревень многострадальной России.

    В 1930-е годы Советская власть создавала первые колхозы и совхозы. С этого времени Нижняя Замарайка переименовывается в деревню. «Богоборцы» приложили все усилия, чтобы о прежнем селе не напоминало ничто. Замарайский сельский совет заменил бразды правления церкви. Людям постепенно вытравливали память о прошлом. А в документах сельского Совета Замарайка пишется деревней. На территории Замарайского сельского Совета образуются следующие колхозы:

    1. «Имени Марата» д. Вышняя-Замарайка.

    2. «Большевик»- д. Вышняя-Замарайка.

    3. «Красный Быстроход»- д.Быстра.

    4. «Молодой коммунар»- д. Паниковец.

    5. «Красная Коссоржа»- д.Коссоржа.

    6. «Догнать-Перегнать»- д. Нижняя Замарайка.

    7. «1-ое Мая»- д. НижняяЗамарайка.

    8. «Заря мира»- д. Нижняя Замарайка.

     

    Появление колхозов потребовало строительства на берегу речки Замарайки кирпичного завода. Кирпич жгли самопальный из местной глины, довольно качественный. Часть колхозных зданий строили из красного кирпича. Все бы ничего, да началась проклятая Великая Отечественная война. Добрая часть мужчин и молодых парней ушли воевать на фронт против фашистов. Потянулись первые похоронки в дома сельчан. Осенью 1941 года в деревню вошли фашисты, которые установили свой порядок. В 1941-1942гг. жителей близлежащих деревень в предверии боев, фашисты выгоняли в эвакуацию в соседние курские села -Стаканово, Исаково и т.д. Продукты и скот забирали, проводили карательные мероприятия, находились «доброжелатели» и из местных, угождавших фрицам, но таких было мало. Часто население использовали для рытья окопов, расчистки снега зимой. Возле сгоревшей церкви фашисты расположили свою артиллерию по соседству в овраге. Для укрепления укреплений пошли в ход и последние дубы у сгоревшей церкви. Дубы были настолько объемистые и твердые, что немецкие пилы не могли их пилить. Тогда саперы сверлили стволы у корня дерева, закладывали взрывчатку и с грохотом вековые деревья валились на землю. Часть дубов была использована на строительстве моста через речку Замарайку, связывающую дорогу Урынок-Замарайка. Остальные дубы разделывали пилами и пускали их на строительство блиндажей и окопов. В 1943 году фашисты были изгнаны с территории Должанского района, и жителям пришлось заново и долго восстанавливать то, что было порушено войной. Двое жителей Нижней Замарайки стали Героями Советского Союза. Один из них посмертно - Иванилов Иван Григорьевич. Фатьянов Михаил Иванович после войны стал первым председателем укрупненного колхоза «Заря мира». Война унесла жизнь многих земляков Замарайки. Население сократилось вдвое. Первое время после войны большая часть жителей рыли себе землянки и жили в них. Работали физически много и трудно, но никто не жаловался. Землю пахали на коровах (волах), нередко впрягались в плуги женщины и подростки. За рабочий день ставили выход- трудодень. Война внесла непоправимые коррективы в жизнь Орловской Замарайки, но вместе с тем страна жила и преодолевала трудности. Но это уже другая история, которую нужно помнить.

     

     

     

     

    Литература и источники:

    1. Волости и важнейшие селения Европейской России, вып.1,Спб,1880.- «Волости Ливенского уезда и важнейшие селения 1880г».

    2. Власов В.А. «Орловский прототип Чацкого».

    3. Фонды учреждений духовного ведомства «Церкви Орловской епархии»-об.ф 101., 5501 д., 1767-1924гг.

    4. Воспоминание старожилов д.Н-Замарайка.

     

     

     

    Учитель истории БОУ Быстринской основной общеобразовательной школы Писарев С.Е.

     

     

     

     

    Версия для слабовидящих

    Навигация

    Новости и объявления

    Всероссийская образовательная акция "Урок цифры - 2019"

    25.02.2019
    Всероссийская образовательная акция "Урок цифры - 2019" с 15 февраля стартовала Всероссийская образовательная акция " Урок цифры"