АДМИНИСТРАЦИЯ ДОЛЖАНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ



Бюджетное общеобразовательное учреждение «Быстринская основная общеобразовательная школа»
 
Фотографии
Мастерок. Учитель: Солодилова С.В
субботник
Проект
Школа здоровья. Учитель: Солодилова С.В

Церковно-храмовое строительство XVIII-XIX в. в Ливенском уезде Орловской губернии

    "Архитектура Орловского края"

    БОУ Быстринская ООШ

    Ул. Школьная 4,

    Должанского района., Орловской обл.

     

     

    Церковно-храмовое строительство конца XVIII- XIX в.

    в Ливенском уезде Орловской губернии.

     

     

     

     

    Работу выполнила: Писарева Елизавета

    дата рождения: 07.01.2002г.

    ученица 5класса Быстринской ООШ

    дом. адрес: 303774, д. Н- Замарайка

    ул. Преображенская, д.7

     

    Руководитель: учитель истории Писарев С.Е.

     

     

     

     

     

    Введение.

    Разрушенные временем, войной и злой человеческой силой и волей, храмы -невольные свидетели многих событий прошлого. К сожалению, на Должанской земле их осталось мало, но человеческое сердце подсказывает, что духовность каждого из нас начинается с храма-храма своей души. Иностранцы, побывавшие в России на рубеже XVII-XIX веков, отмечали великолепие храмов и монастырей, церковные переборы колоколов, радушие русских людей. Должанский край был не исключением. Почему же мы, живущие в России, забываем историю своей страны, забываем дорогу к храму, становимся черствыми к истокам Православия. Данная работа направлена на изучение архитектурных стилей применяемых в строительстве храмов того времени, местоположения храмов и церквей, а также их названий. Переосмысление последних событий, произошедших в храме Христа Спасителя, оскорбляющие чувства верующих всей православной России дает основание, что Православная церковь вновь подвергается нападкам со стороны безбожных сил тьмы.

    Русские церкви

     Вековая печаль застыла,

    На заброшенных русских церквях,

    Как же ты допустила Россия,

    Что они превращаются в прах?

    Как случилось, что гордость Отчизны,

    Разрушают ветра и дожди?

    В аналоях, амвонах нет жизни,

    К ним дороги травой поросли.

    С колокольным малиновым звоном,

    Возрождалась из пепла страна,

    А сейчас с всепронзающим стоном,

    От безветрия плачет земля.

     

    Цель работы: охарактеризовать историко- архитектурное наследие XVIII-XIX веков на территории Должанского района;

    Воспитание уважительного отношения к истокам православной культуры многонациональной России;

    Территория Должанского района в конце XVIII-XIX века входила в состав Ливенского уезда Орловской губернии в числе пяти волостей: Вышне-Должанской, Вышне-Ольшанской, Знаменской, Кудиновской и Лебедской. В составе пяти волостей, располагалось 14 православных храмов. (Волости Ливенского уезда и важнейшие селения 1880г).1

    с. Волчье - Иоанна-Богословская церковь

    с. Вышнее Долгое - Вознесенская церковь

    с. Вышнее Ольшаное - Введенская церковь

    с. Нижняя Замарайка - Крестовоздвиженская церковь

    с. Космодемьянское (Кобылье) - Космодамианская церковь

    с. Кривцова Плота - Михаила Архангельская церковь

    с. Нижнее Долгое - Казанская церковь

    с. Нижнее Ольшаное - Казанская церковь

    с. Никольское (Плоское) - Знаменская церковь

    с. Рогатик - Димитриевская церковь

    с. Рождественское на Тиму - Христорождественская церковь

    с. Студеный Колодезь - Успенская церковь

    с. Успенское (Кобылье) - Успенская церковь

    с. Троицкое (Кудиново) – Троицкая церковь

     

    Архитектура, как и каждый вид искусства, имеет присущий ей профессиональный язык – язык архитектурных форм, неразрывно связанный с мировоззрением человека, с его духовным устроением. Именно поэтому смысл и значение архитектурных форм христианского храма можно уяснить, рассматривая храм в его идее – как плод домостроительства Божия на основании предания, бережно хранимого Церковью.

    Зримое воплощение церковного символизма – православный храм,2 который представляет собой наиболее «открытую», осознанную, продуманную систему смыслов. Православный храм заключает в себе сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ. Исследователи В. Бобков и Е. Шевцов полагают, что поскольку «опыт религиозного сознания, по сути, есть акт откровения, идущий не снизу (от субъекта), но данный сверху – от Бога, то есть до конца непознаваемый и неописуемый, постольку онтологическим фундаментом православия является символизм». Поэтому, говоря о христианской символике, следует отметить, что понимание ее вне Церкви невозможно в принципе.

    Традиционным материалом для строительства храмов использовались камень и дерево. Они несут смысловое значение.

    Камень – символизирует прежде всего Иисуса Христа. Об этом сказано еще у пророков. Четвертое царство, которое видел во сне царь Навуходоносор в образе истукана из глины и железа, представляло Римское царство. Камень, оторвавшийся от горы и ударивший этого идола и рассыпавший его в прах, – прообраз Христа, основателя нового царства над царствами, «которое вовеки не разрушится», по пророчеству пророка Даниила (Дан. 2, 44).

    Великий Исаия называет Христа «камнем преткновения и скалою соблазна», о который споткнутся многие «и упадут и разобьются... Камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный, верующий в него не постыдится» (Ис. 8, 14; 28, 16; Рим. 9, 33) 3

    Символизируя Христа, камень символизирует одновременно и твердую веру во Христа. Так, выражая свою веру, апостол Петр сказал Господу: «Ты Христос, Сын Бога Живого», Господь ему ответил: «Ты Петр (значит камень), и на сем камне Я созижду Церковь свою». Апостол Петр в своем послании называет верных «живыми камнями», говоря: «Приступая к Нему (Иисусу), камню живому… и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1 Пет. 2, 45).

    Множество камней в мире символизирует множество верных – от начала, до скончания времени – согласно обетованию Божию Аврааму о том, что потомство его по правой вере будет «как песок на берегу морском» (Быт. 22, 17).

    Если стены храма – все народы, из которых Христос создал свою Церковь,(по мнению св. Иоанна Златоуста), а камень – символ верного Господу христианина (по ап. Петру), то в целом камни в стене храма символизируют души праведных людей, составляющих церковь Христову.

    Дерево – символ Древа жизни райского сада, в котором пребывают праведные души.

    Таким образом, даже сама материальная основа храма несет в себе глубокие христианские символы. Поэтому в наше время новых технологий и материалов необходимо бережное и разумное отношение к традиции строительства православных храмов.

    Рассматривая архитектуру церковного строительства, можно со всей уверенностью сказать, что изучение русского православного храма как явления прекрасного, наиболее открытого миру и воплощающего в себе символы православной веры может стать для ищущего спасения человека ступенью лествицы, возводящей его к самому Создателю Добра, Любви и Красоты.

    Типы храмовой архитектуры.

    Храмы Православной Церкви своими особенностями символически выражают канонические черты церковного вероучения. Существует несколько общеизвестных типов храмовой архитектуры.4 Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов- основа Церкви, Крестом человечество избавляет от власти дьявола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.

    Храмы в форме круга(круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа:

    Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века.

    Храм в форме корабля. Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

    Существовали и смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы. Все эти формы храмового строительства Церковь сохранила до наших дней.

    Большинство храмов на территории Должанского района были построены в конце XVIII- второй половине XIX века. Изначально для строительства применяли древесину. Во второй четверти XIX века большая часть храмов была возведена из красного кирпича высокого качества. На примере села Никольского (Плосское), церковь Знамения Божией Матери, вторая половина XVIII века, 1883 год.5 Поставлена на южной окраине села. Впервые с.Никольское-Плосское, входившее в состав Серболова стана Ливенского уезда, упоминается в переписной книге 1678 года. В селе была деревянная церковь Св. Никиты, Христова мученика, при которой жил поп Трифон, а также 18 дворов помещиков однодворцев. Крестьянских и бобыльских дворов не имелось. В приходе церкви состояли две деревни: Стоханова, «Что была пустошь Дикое поле», в которой было 20 дворов однодворческих, и д. Мульчина, в которой насчитывалось 9 однодворцев. Существующий кирпичный храм во имя Знамения Божией Матери построен вместо деревянного во второй половине XVIII века. В последней четверти XIX века был расширен на средства помещицы М. Охотниковой. С этого момента начинает свой отчет женский монастырь Марии-Магдалины. 6

    Монастырь Марии Магдалины своим основанием всецело обязан дворянке Марии Арсентьевне Охотниковой, дочери героя наполеоновских войн генерал-майора Арсентия Ермолаевича Коровкина.

    Арсентий Ермолаевич был дважды женат, и от второго брака на состоятельной дворянке Надежде Михайловне Н., владевшей значительными имениями в Орловской, Курской и Воронежской губерниях. Его дочь Мария и стала впоследствии основательницей монастыря святой Марии Магдалины. Мария Арсентьевна была женщиной благочестивой и прекрасно образованной. Ее любимой святой была Мария Магдалина. Она видела в ней образец чистоты, любви и преданности Господу. Она знала, что придет время, когда Мария Магдалина станет одной из самых почитаемых святых на Руси, ибо не могут не почитаться чистота, абсолютная преданность Богу и любовь к Нему безмерная. В пожилом возрасте Мария Арсентьевна Охотникова оставляет мирскую суету и целиком посвящает себя делам веры, делам духовным, богоугодным. Она приступает к осуществлению своей давней мечты: основанию женской обители во имя святой Марии Магдалины. Для этой цели и покупает в 1881 году имение в селе Никольском-Кудинове Ливенского уезда Орловской губернии у статского советника Нечаева-Мальцева. За три года в имении собралась большая женская община. В своем усадебном доме Мария Охотникова устроила домовую церковь, освященную во имя Святой Живоначальной Троицы, а для насельниц частью выстроила, частью приспособила под кельи усадебные постройки. Но преобразование существовавшей в ее имении женской общины в монастырь при жизни ее так и не было осуществлено.

    В 1883 году М. А. Охотникова скончалась, оставив завещание, в котором выражала желание, чтобы в ее имении был учрежден "женский общежительный монастырь во имя святой Марии Магдалины на сто душ монахинь", построена новая кирпичная соборная церковь во имя той же Святой "вместимостью на 200 человек"; и учреждена "богадельня для содержания в ней двенадцати престарелых лиц женского пола, желательно из бывших ея, Охотниковой, крестьян".

    На строительство собора и содержание богадельни ею было выделено 112 тыс. рублей. Кроме того, она пожертвовала ещё около 100 тыс. руб. на постройку в монастыре 2х-этажной трапезной на 100 душ монахинь, "при оной кухня с очагом, хлебопекарня и прачечная"; школы для девочек-сирот, странноприимного дома, больницы и кирпичной монастырской ограды. При этом завещательница оговаривала ряд условий, главным из которых было особое почитание святой Марии Магдалины и вечное поминовение свое и своих близких.

    27 марта 1884 года по указу Его Императорского Величества Александра III Святейший Правительственный Синод на своем заседании заслушал представление епископа Орловского и Севского Симеона об учреждении в епархии нового женского монастыря и принял постановление: "Учредить в селе Никольском Ливенского уезда первоклассный общежительный монастырь, во имя святой Марии Магдалины, с училищем для девочек и богадельнею, с таким числом монахинь и послушниц, какое может содержать на свои средства, без всякого отпуска на сей монастырь содержания от казны". Значительные денежные пожертвования Марии Охотниковой позволили не только обеспечить будущность обители, но и развернуть в ней обширное строительство. Прежде всего, был заложен огромный, "в византийском стиле", пятиглавый двухэтажный собор имени Марии Магдалины, (пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов)7строительство которого велось по проекту известного архитектора Александра Антоновича Кюи (1824-1909).
    Родился А. Кюи в Вильно, окончил Академию художеств, являлся учеником К. А. Тона, с 1854 г. жил в Воронеже, имел чин - статского советника. В 1858-1859гг. А.А. Кюи руководил работами по сооружению в городе Воронеже монумента Петру I. В июле 1870г. он был назначен губернским архитектором и прослужил в этой должности 36 лет. Избирался вице-директором Воронежского отделения Русского музыкального общества, гласным городской думы (1893–1901). Неудивительно, что внешне Храм Христа Спасителя в Москве и собор Марии Магдалины в Должанском районе несут в себе схожие черты. Ведущим типом соборного храма становится пятиглавый храм, разработанный архитектором К.А. Тоном и повторяющийся в своих формах крестово-купольные соборы того периода. Его еще называют «русским стилем».

    Построенный им собор имел шесть престолов; в нижнем, отапливаемом, этаже находились: центральный - во имя Тихвинской иконы Божией Матери, левый - святителя Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, правый - Дионисия Ареопагита и Климента - Папы Римского. В верхнем храме размещалсяглавный престол во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и придельные - святого великомученика Георгия Победоносца и всех Святых. Наиболее почитаемой иконой собора стал Тихвинский образ Богоматери в серебро-позлащенной ризе. "В храме Марии Магдалиныбыла чудотворная икона, большая. Все к ней подходили. Многие исцелились", - рассказывали старожилы села.

    Главный собор монастыря, храм Марии Магдалины, стал украшением Ливенского края. Главы храма, омываемые солнечными лучами, торжественно сверкали в божественной голубизне небес. Величие храма, его внутренняя просветленность, таинство легкости и прозрачности производили неизгладимое впечатление на всех, посещавших его. В 1885 году на средства душеприказчика Марии Охотниковой И. Н.Васильева было построено училище для девочек-сирот. К началу 20 века монастырь стал многолюдной, процветающей обителью. Обширная территория монастыря была благоустроена и густо застроена. Здесь находились каменное здание трапезной, хлебопекарни и просфорни, 9 деревянных корпусов с кельями для монашествующих, сапожная мастерская, дровяной сарай, баня. Монастырь был огорожен высокой стеной из красного глянцевого кирпича. Стена, толщиной более полуметра, имела форму прямоугольника с двумя воротами. Главные, Святые или "Красные" ворота, в западной ее стороне, поражали своей возвышенностью и архитектурным великолепием.

    Проведя исследование можно смело сказать, что возведенные храмы в Должанском районе как и на всей территории России, возводились в соответствии с правилами церковно-храмового строительства того периода. Эта преемственность сохранилась и в наши дни.

     

     

    Ссылки к источникам:

    1. Волости и важнейшие селения Европейской России // в.1.,Санкт-Петербург,1880. с. 232.

    2. Бобков К.В., Шевцов Е.В. Символы и духовный опыт православия М.,1996 с.37

    3. Шлеман А. протоиерей. // Исторический путь православия, М.,1993.

    Библия, книга Бытия;

    4. Мокеев Г.Я., Кудрявцев М.П. О типичном русском храме XVII в. // Архитектурное наследие,1981. №29 с.70-79.

    5. Неделин В.М., Ромашов В.М. // Архитектурные древности Орловщины - Орел: Вешние воды, 1998. с. 192.

    6. WW.W. orel-eparhia.ru /objects/ livensko-dolzhanskoe/mm-manasteru.

    7. Кудрявцев М.П., Русский храм // к Свету.1994 №17. С.59.

     

    Используемая литература:

    Орловская область. Каталог памятников архитектуры. М.,1985, стр.98,174,187.

    Орловская губерния. Список мест по сведениям 1866г. Санкт-Петербург, 1871. стр125. П.2626.

    История Орловской епархии Орел., тип. губернского правления, 1899г. стр 278-280.

    Федоров С.И. // Архитектурные образы Орловщины Тула. Приокское кн. изд. 1982.

    Версия для слабовидящих

    Навигация